Социально - психологическое тестирование
Уважаемые родители (законные представители)!
В целях профилактики раннего вовлечения несовершеннолетних в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ,
в период с 15.09.2023 по 15.10.2023 г., в МАОУ СОШ№16 будет проводиться социально-психологическое тестирование обучающихся в возрасте 13 лет и старше в соответствии с подпунктом 15.1.пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении порядка проведения социально –психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» (далее-Приказ №59), Приказом Комитета по образованию Псковской области от 31.08.2022 № 852, в соответствии с приказом Управления образования Администрации города Великие Луки от 31.08.2022г. № 362/П «О порядке организации и проведении в муниципальных общеобразовательных учреждениях социально-психологического тестирования в 2022-2023 учебном году»
Тестирование проводится методом получения информации на основании ответов на вопросы. В качестве диагностического инструментария используется единая методика социально-психологического тестирования, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.
Перед началом проведения тестирования члены комиссии проводят инструктаж обучающих, участвующих в тестировании.
Длительность тестирования 40 минут. Проводится по утвержденному расписанию тестирования по классам (группам) и кабинетам.
Обработкой и анализом результатов тестирования занимается ГБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА» г. Псков.
Гарантируется конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к результатам тестирования.
За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции.
Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.
Вторая тревожная тенденция – подростковый суицид. Огромный медийный эффект имела тема так называемых «групп смерти». Это паблики ВКонтакте, в которых подростки следовали за своими кураторами, что в процессе этой игры приводило их к самоповреждению, либо даже к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют интерес к теме суицида. Этот феномен диагностирует суицидальную наклонность у многих подростков. Дети не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят себя среди социальных возможностей.
Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.
Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится в соответствии с пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», Приказом министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования» (далее Порядок) и приказом Министерства образования от 10.09.2020№ 307-11-05 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в 2020/21 учебном году».
Следует отметить, что с 2019/2020 ученого года процедура проведения социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.
Единая методика социально-психологического тестирования.
Проведение социально-психологического тестирования рекомендовано с использованием единой методики социально-психологического тестирования (далее ЕМ СПТ). Данная методика применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 до 18 лет включительно (или обучающихся в 7-11 классах общеобразовательных организаций и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования).
Целью тестирования является выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.
Ограничения использования.
Методика не может быть использована для формулировки заключения о наличии наркотической или иной зависимости респондента.
К организации проведения социально-психологического тестирования в субъекте Российской Федерации и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ.
Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.
Принципы построения и проведения методики.
Научность.
Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
Конфиденциальность.
Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Добровольность.
Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.
Достоверность.
В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
Принцип развития.
По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.
Принцип единообразия проведения.
С целью получения достоверных сопоставимых результатов, процедура проведения ЕМ СПТ должна соответствовать единому стандарту.