ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНвая страница
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. Очевидно, что особое внимание следует уделять решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей иностранных граждан, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде и культуре. Большинство детей мигрантов переживают опыт продолжительной разлуки с родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год от года. Здесь особенно важна роль педагогов – стиль общения и манеры преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их родителями; взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении. Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует быть очень чувствительным к особенностям культурных характеристик детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста. Данная программа разработана для несовершеннолетних иностранных граждан обучающихся в российской общеобразовательной школе. Этническая
неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков между собой, так и на взаимоотношения с педагогами. Некоторые из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не русском) языке.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей иностранных граждан к новым для них социокультурным условиям.
Учебная адаптация. Социально-психологическая адаптация. Культурная адаптация
Согласно данной модели, ключевыми направлениями этого процесса являются:
1. Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.
2. Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами.
3. Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.
4. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.
Программа предусматривает помощь в социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и педагогическую поддержку родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан, организацию мероприятий способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей. Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:
признание и уважение общечеловеческих ценностей; развитие национально-культурной идентичности;
обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
поддержка индивидуальности детей иностранных граждан в условиях ненасильственного гуманистического развития; гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Программа является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Семейного Кодекса Российской Федерации.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
6. Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства».
9. Устав образовательного учреждения.
Цель программы: · создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни.
Задачи:
Освоение детьми-мигрантами образовательных программ. Формирование культурной компетентности обучающихся.
Воспитание коммуникативной культуры несовершеннолетних иностранных граждан, умения общаться с представителями разных культур.
Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Основные направления реализации Программы
Организационные мероприятия по реализации программы Методическая работа с кадрами
Работа с обучающимися и их родителями Развитие межведомственного взаимодействия
Практическая значимость программы и ожидаемые результаты
Программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан нацелена на оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизацию его собственных ресурсов и успешной адаптации в социуме. При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:
-выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);
- преодоление затруднений в учебе;
-адаптация несовершеннолетних иностранных граждан к жизни в школьном социуме;
-личностные проблемы развития;
- сохранение жизни и здоровья;
- расширение пространства досуга.
В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов. Предполагается, что в результате реализации Программы к 2025 году будут достигнуты следующие результаты:
Уменьшение проявлений отклонений в поведении и обучении;
Повышение уровня удовлетворённости педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми; Сформированность навыков эффективного, бесконфликтного общения;
Снижение количества конфликтных ситуаций.
Результаты отслеживаются методами анкетирования, опроса, наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей.
Этапы и механизмы реализации программы
Комплексная программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного учреждения, определение форм и методов работы).
2. Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по соответствующим направлениям). Программа социализации несовершеннолетних иностранных граждан включает следующие направления: диагностическое; консультационное; просветительское; коррекционно-развивающее; профилактическое.
3. Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации программы, мониторинг, анализ полученных результатов). Формы и методы работы:
Анкетирование, социальный опрос;
Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и v родителей); Групповые консультации (для обучающихся и родителей);
Групповые занятия для обучающихся; Посещение обучающихся по месту жительства.
Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов.
Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
Кадровое обеспечение реализации Программы:
Администрация образовательного учреждения (осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников).
Педагоги-психологи:
конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка
организация системы занятий с участниками образовательного процесса:
1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детеймигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);
4) проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.
Логопед:
Проведение логопедических занятий по формированию лексикограмматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом в начальной школе.
Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста.
Развитие высших психических функций и мелкой моторики.
Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.
Социальный педагог:
профилактическая работа с семьями детей,
организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе,
вовлечение в социокультурное пространство школы,
проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.
ПЛАН И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:
Направление | Форма работы | Ответственный |
1. Определение уровня подготовки для обучения в классе | Диагностика уровня обучения | Классный руководитель, учителя по предметам обучения, заместитель директора по учебно- воспитательной работе |
2. Изучение медицинской карты ребенка- мигранта | Диагностика уровня здоровья ребенка мигранта | Медицинский работник ОУ |
3. Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка | Диагностика устной и письменной речи ребенка-мигранта | Учитель- предметник, логопед |
4. Предварительная оценка психического здоровья ребенка | Диагностика психического здоровья, оценка наличия уровня стресса, «утраты» | Педагог-психолог |
5. Социальная карта ребенка-мигранта | Диагностика социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий | Социальный педагог |
Образовательная деятельность | ||
1. Помощь в обучении несовершеннолетним иностранным гражданам в процессе адаптации и социализации | Методическое объединение | Руководители МО ОУ |
2. Одаренные дети | Участие несовершеннолетних иностранных граждан в разработке учебных проектов, участие в конкурсах | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники |
3. Русский язык по специальной подготовке | Дополнительные занятия по специальной подготовке несовершеннолетних иностранных граждан для обучения русскому языку | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители) |
4. Дифференциация в обучении несовершеннолетних иностранных граждан | Дополнительные занятия по поддержке несовершеннолетних иностранных граждан в области предметной подготовки | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители) |
Воспитательная деятельность | ||
1. Мир толерантности | Неделя толерантности в ОУ | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники |
2. «Я за здоровый образ жизни!» | Конкурс детских рисунков | Педагог-организатор, классные руководители |
3. Школа – территория здоровья и спорта | Приобщение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях | Учителя физкультуры |
4. Школа – территория культуры и нравственности | Приобщение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в кружках эстетического развития и воспитания | Руководители кружков |
5. Школа – территория возможностей | Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя- предметники |
6. Я и моя семья | Участие несовершеннолетних иностранных граждан в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д. | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
7. Мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства | Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
8. Проведение Дня родного языка | Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Профилактическая деятельность | ||
1. Познай своё «Я» | Групповые занятия по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в среду классного коллектива | Педагог-психолог |
2. Взаимодействие с другими людьми | Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан | Педагог-психолог |
3. Моя будущая профессия | Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению несовершеннолетних иностранных граждан | Педагог-психолог, социальный педагог |
4. Мы вместе | Групповые занятия по первичной профилактике суицидального поведения и профилактике употребления ПАВ несовершеннолетних иностранных граждан | Педагог-психолог, социальный педагог |
5. Основы безопасности и жизнедеятельности | Родительско-педагогический патруль | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители) |
6. Мои права и обязанности | Совет профилактики | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители) |
7. Определение образовательного маршрута несовершеннолетних иностранных граждан | ППк ОУ | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, классные руководители, родители (законные представители) |
Консультативная деятельность | ||
1. Родитель XXI века. Какой он? | Родительский клуб – групповое консультирование | Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог |
2. Консультационный пункт | Консультирование несовершеннолетних иностранных граждан, их родителей (законных представителей), педагогов ОУ по взаимодействию с детьми | Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя-предметники |
3. Наша дружная семья | Индивидуальное консультирование несовершеннолетних иностранных граждан, родителей (законных представителей) | Социальный педагог, педагог-психолог |
4. Педагогическая поддержка детей из семей несовершеннолетних иностранных граждан одно из условий успешной адаптации и обучения в школе | Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов | Педагог-психолог, социальный педагог |
5. Психолого- педагогическая поддержка несовершеннолетних иностранных граждан | Индивидуальное консультирование несовершеннолетних иностранных граждан по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
Коррекционно-развивающая деятельность | ||
1. Я и мои эмоции | Групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетних иностранных граждан по коррекции и развитию эмоциональной сферы | Педагог-психолог, социальный педагог |
2. Говорю правильно, пишу красиво | Подгрупповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетних иностранных граждан по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения | Учитель-логопед, учитель- предметник |
3. Ритмика и правописание | Занятия по логоритмике | Учитель-логопед, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители) |
4. Не дружи со своей обидой | Групповые и индивидуальные занятия по обучению взаимодействия в конфликте | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
5. Педагогическая успешность ребенка | Семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов ОУ | Педагог-психолог, социальный педагог |
Ожидаемые результаты
Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы воспитания детей, подростков и молодежи. Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре, традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций. Повышение приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение за счет использования принципов педагогики, инновационных воспитательных методик и технологий, личностного и дифференцированного подходов в решении воспитательных задач. Социальная адаптация и социализация, профессиональное самоопределение несовершеннолетних иностранных граждан. Укрепление воспитательного потенциала семьи. Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.