Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Псковская область, г. Великие Луки, пр-т Гагарина, д. 81
Телефон: +7 (81153) 9-35-19

 

Главная / Родителям / Центр сопровождения / ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНвая страница

ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНвая страница

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. Очевидно, что особое внимание следует уделять решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей иностранных граждан, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде и культуре. Большинство детей мигрантов переживают опыт продолжительной разлуки с родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год от года. Здесь особенно важна роль педагогов – стиль общения и манеры преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их родителями; взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении. Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует быть очень чувствительным к особенностям культурных характеристик детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста. Данная программа разработана для несовершеннолетних иностранных граждан обучающихся в российской общеобразовательной школе. Этническая

 

неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков между собой, так и на взаимоотношения с педагогами. Некоторые из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не русском) языке.

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей иностранных граждан к новым для них социокультурным условиям.

Учебная адаптация. Социально-психологическая адаптация. Культурная адаптация

Согласно данной модели, ключевыми направлениями этого процесса являются:

1.  Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.

2.  Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами.

3.  Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.

4.  Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.

Программа предусматривает помощь в социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и педагогическую поддержку родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан, организацию мероприятий способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей. Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:

признание и уважение общечеловеческих ценностей; развитие национально-культурной идентичности;

обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;

 

поддержка  индивидуальности  детей   иностранных  граждан  в   условиях                    ненасильственного  гуманистического      развития; гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.

Программа является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.

Программа разработана на основе следующих документов:

1.  Конвенция ООН о правах ребёнка.

2.  Конституция Российской Федерации.

3.  Семейного Кодекса Российской Федерации.

4.  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5.  Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6.  Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

7.  Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства».

9. Устав образовательного учреждения.

Цель программы: · создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни.

Задачи:

Освоение детьми-мигрантами образовательных программ. Формирование культурной компетентности обучающихся.

Воспитание коммуникативной культуры несовершеннолетних иностранных граждан, умения общаться с представителями разных культур.

Воспитание толерантного сознания учащихся школы.

 

Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

Основные направления реализации Программы

Организационные мероприятия по реализации программы Методическая работа с кадрами

Работа с обучающимися и их родителями Развитие межведомственного взаимодействия

Практическая значимость программы и ожидаемые результаты

Программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан нацелена на оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизацию его собственных ресурсов и успешной адаптации в социуме. При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:

-выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);

-   преодоление затруднений в учебе;

-адаптация несовершеннолетних иностранных граждан к жизни в школьном социуме;

-личностные проблемы развития;

-   сохранение жизни и здоровья;

-   расширение пространства досуга.

В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов. Предполагается, что в результате реализации Программы к 2025 году будут достигнуты следующие результаты:

Уменьшение проявлений отклонений в поведении и обучении;

Повышение уровня удовлетворённости педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми; Сформированность навыков эффективного, бесконфликтного общения;

Снижение количества конфликтных ситуаций.

 

Результаты отслеживаются методами анкетирования, опроса, наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей.

Этапы и механизмы реализации программы

Комплексная программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан включает в себя три этапа:

1.  Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного учреждения, определение форм и методов работы).

2.  Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по соответствующим направлениям). Программа социализации несовершеннолетних иностранных граждан включает следующие направления: диагностическое; консультационное; просветительское; коррекционно-развивающее; профилактическое.

3.   Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации программы, мониторинг, анализ полученных результатов). Формы и методы работы:

Анкетирование, социальный опрос;

Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и v родителей); Групповые консультации (для обучающихся и родителей);

Групповые занятия для обучающихся; Посещение обучающихся по месту жительства.

Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов.

Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.

 

Кадровое обеспечение реализации Программы:

Администрация образовательного учреждения (осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников).

Педагоги-психологи:

конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка

организация системы занятий с участниками образовательного процесса:

1)  по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;

2)  по адаптации к новой социокультурной среде для детеймигрантов (недавно прибывших);

3)  по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);

4)  проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.

Логопед:

Проведение логопедических занятий по формированию лексикограмматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом в начальной школе.

Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста.

Развитие высших психических функций и мелкой моторики.

Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.

Социальный педагог:

профилактическая работа с семьями детей,

организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе,

 

вовлечение в социокультурное пространство школы,

проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

ПЛАН И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:

Направление

Форма работы

Ответственный

1. Определение уровня подготовки для обучения в классе

Диагностика уровня обучения

Классный руководитель, учителя по предметам обучения, заместитель директора по учебно- воспитательной работе

2. Изучение медицинской карты ребенка- мигранта

Диагностика уровня здоровья ребенка мигранта

Медицинский работник ОУ

3. Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка

Диагностика устной и письменной речи ребенка-мигранта

Учитель- предметник, логопед

4. Предварительная оценка психического здоровья ребенка

Диагностика психического здоровья, оценка наличия уровня стресса, «утраты»

Педагог-психолог

5. Социальная карта ребенка-мигранта

Диагностика социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий

Социальный педагог

Образовательная деятельность

1. Помощь в обучении несовершеннолетним иностранным гражданам в процессе адаптации и социализации

Методическое объединение

Руководители МО ОУ

2. Одаренные дети

Участие несовершеннолетних иностранных граждан в разработке учебных проектов, участие в конкурсах

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники

3. Русский язык по специальной подготовке

Дополнительные занятия по специальной подготовке несовершеннолетних иностранных граждан для обучения русскому языку

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители)

 

4. Дифференциация в обучении несовершеннолетних иностранных граждан

Дополнительные занятия по поддержке несовершеннолетних иностранных граждан в области предметной подготовки

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители)

Воспитательная деятельность

1. Мир толерантности

Неделя толерантности в ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники

2. «Я за здоровый образ жизни!»

Конкурс детских рисунков

Педагог-организатор, классные руководители

3. Школа – территория здоровья и спорта

Приобщение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях

Учителя физкультуры

4. Школа – территория культуры и нравственности

Приобщение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в кружках эстетического развития и воспитания

Руководители кружков

5. Школа – территория возможностей

Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя- предметники

6. Я и моя семья

Участие несовершеннолетних иностранных граждан в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д.

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

7. Мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства

Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

8. Проведение Дня родного языка

Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Профилактическая деятельность

1. Познай своё «Я»

Групповые занятия по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в среду классного коллектива

Педагог-психолог

2. Взаимодействие с другими людьми

Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан

Педагог-психолог

3. Моя будущая профессия

Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению несовершеннолетних иностранных граждан

Педагог-психолог, социальный педагог

 

 

4. Мы вместе

Групповые занятия по первичной профилактике суицидального поведения и профилактике употребления ПАВ несовершеннолетних иностранных граждан

Педагог-психолог, социальный педагог

5. Основы безопасности и жизнедеятельности

Родительско-педагогический патруль

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

6. Мои права и обязанности

Совет профилактики

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

7. Определение образовательного маршрута несовершеннолетних иностранных граждан

ППк ОУ

Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, классные руководители, родители (законные представители)

Консультативная деятельность

1. Родитель XXI века. Какой он?

Родительский клуб – групповое консультирование

Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог

2. Консультационный пункт

Консультирование несовершеннолетних иностранных граждан, их родителей (законных представителей), педагогов ОУ по взаимодействию с детьми

Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя-предметники

3. Наша дружная семья

Индивидуальное консультирование несовершеннолетних иностранных граждан, родителей (законных представителей)

Социальный педагог, педагог-психолог

4. Педагогическая поддержка детей из семей несовершеннолетних иностранных граждан одно из условий успешной адаптации и обучения в школе

Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов

Педагог-психолог, социальный педагог

5. Психолого- педагогическая поддержка несовершеннолетних иностранных граждан

Индивидуальное консультирование несовершеннолетних иностранных граждан по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

Коррекционно-развивающая деятельность

1. Я и мои эмоции

Групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетних иностранных граждан по коррекции и развитию эмоциональной сферы

Педагог-психолог, социальный педагог

 

 

2. Говорю правильно, пишу красиво

Подгрупповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетних иностранных граждан по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения

Учитель-логопед, учитель- предметник

3. Ритмика и правописание

Занятия по логоритмике

Учитель-логопед, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

4. Не дружи со своей обидой

Групповые и индивидуальные занятия по обучению взаимодействия в конфликте

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

5. Педагогическая успешность ребенка

Семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов ОУ

Педагог-психолог, социальный педагог

 

Ожидаемые результаты

 

Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы воспитания детей, подростков и молодежи. Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре, традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций. Повышение приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение за счет использования принципов педагогики, инновационных воспитательных методик и технологий, личностного и дифференцированного подходов в решении воспитательных задач. Социальная адаптация и социализация, профессиональное самоопределение несовершеннолетних иностранных граждан. Укрепление воспитательного потенциала семьи. Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.

 

На сайте ch16.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы